Татар верования

Татар верования
   Татары (5522 тыс. чел. - 1989) - мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка; небольшая группа татар кряшены (в т. ч. нагайбаки) православные. Ислам на территорию Волжской Булгарин (см. Ислам в России) стал проникать еще в 9 в.; в 10 в. он стал государственной религией. По свидетельству Ибн-фадлана, ислам здесь изначально распространялся по толку Абу-Ханифы, что объяснялось давними торговыми связями со Средней Азией. Ислам настолько укоренился среди волжских булгар, что они сами стали его проводниками среди соседних народов. Монгольское завоевание лишь на короткое время прервало этот процесс. Благодаря веротерпимости золотоордынских ханов ислам стал распространяться по всей территории ханства, став при хане Узбеке с 1312 государственной религией Золотой Орды. После распада Золотой Орды центр мусульманской культуры переместился на территорию Казанского ханства. Сюда с территории Средней Азии проникает также суфизм (в осн. накшбандийской ветви). Христианизация татар началась вскоре после завоевания в 1552 Казанского ханства русскими и проходила несколькими волнами в период со вт. пол. 16 до перв. пол. 18 в., сопровождаясь репрессиями против мусульман. В целом результаты этой политики были весьма скромными: к сер. 18 в. было крещено 7,6 % татар. К тому же крещеные при первой возможности вновь обращались в ислам: массовые обращения имели место в 18–19 вв. и в нач. 20 в. Положение мусульман улучшилось при Екатерине II.
   Было разрешено строительство новых мечетей, в 1789 создано Оренбургское Духовное Собрание в Уфе с широкими полномочиями по управлению делами мусульманских общин России. В кон. 18 нач. 19 в. сначала в Петербурге, а затем в Казани начинается печатание исламских книг, в т. ч. и на татарском языке.
   Наряду с офиц. «мечетским» исламом среди татар в дореволюц. России продолжали бытовать суфийские братства. Шейхи здесь назывались на туркестанский лад «ишанами», отчего суфизм получил название ишанизма. Особых отличий в учении и духовной практике от среднеазиатских братств не было. Во вт. пол. 19 в. на основе ишанизма в Казани возникло ваисовское движение, основанное дервишем Б. Ваисовым. Созданный им «Ваисов Божий полк мусульман-староверов» объявил о стремлении к чистоте первоначального ислама. Ваисовцы выступали против превращения мулл в своего рода «духовенство», отказывались подчиняться государственным органам. Соц. радикализм движения привел к его разгрому царскими властями. В 1905 сын Б. Ваисова Г. Ваисов восстановил ваисовскую секту, просуществовавшую до 1918.
   Втор. пол. 19 в. была ознаменована также распространением другого, обновленческого движения джадидизма (араб, «джадид» новый). Представители передовой мусульманской интеллигенции, хорошо знакомые с достижениями европ. цивилизации, отлично осознавали необходимость обновления ислама. Идеи джадидизма активно проводили в жизнь видные татарские религ. и общественные деятели: Ш. Марджани, И. Гаспринский, Р. Фахрутдин и др. Просветительское по своей сути джадидистское движение сосредоточило свое внимание в первую очередь на реформировании традиционной системы мусульманского образования: образовывались новометодные медресе, где наряду с исламскими дисциплинами преподавались общеобразовательные предметы. Большое внимание уделялось пропаганде джадидизма на страницах исламской печати. Внушительный успех джадидизма вызвал тревогу среди представителей консерваторов-кадимитов (араб, «кадим» старый), поддержанных царской администрацией. Последняя стала преследовать джадидов, обвиняя в панисламизме и пантюркизме. В первые годы советской власти ислам среди татар существовал относительно свободно: распространилось движение «советских шариатистов», сохранялись шариатские суды, мектебы и т. д. Однако с кон. 20 - нач. 30-х гг. началась волна антиисламских репрессий: было закрыто большинство мечетей, арестованы и высланы муллы, разрушена система исламского образования. Наступившая в годы Великой Отечественной войны оттепель сменилась новой волной антирелиг. пропаганды 60-х гг. Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) сохранило под своей юрисдикцией чуть менее ста мечетей; за все годы советской власти в бухарском медресе Мир-Араб было подготовлено всего несколько грамотных служителей культа. При этом довольно значительным оставалось число людей, исполнявших осн. обязанности мусульман: молитва, пост и т. д. Осознание принадлежности к миру ислама было частью этнического самосознания большинства татар.
   С кон. 1980 - нач. 1990-х гг. началось активное возрождение исламских традиций среди татар. Идет активное строительство новых мечетей, а также возвращение старых, открываются мектебы и медресе, в к-рых возрождаются почти утерянные традиции мусульманского образования. Десятки татарских юношей обучаются в известных исламских центрах за рубежом, в т. ч. знаменитом каирском альАзхаре. С 1993 в с. Медяны Нижегородской обл. действует Исламский центр, подобный центр действует и в Москве. Одна из особенностей сегодняшнего бытования ислама среди татар его ортодоксальный, «мечетный» характер. Некогда распространенный суфизм совершенно утратил свои позиции. Практически не прерывалась традиция праздничной исламской обрядности татар. Наиболее популярны главные праздники: Курбан-байрам и Ураза-байрам. В эти дни происходят общественные моления в мечети, взаимные посещения верующих, поминовение умерших родственников. Распространены также коллективные разговенья каждый вечер поста ураза. Популярен мавлид - день рождения пророка Мухаммада. Мавлид сопровождается чтением религ. текстов, прославляющих пророка и его семью. Крещеные татары отмечают праздники христ. календаря.
   Домонотеистические верования татар практически полностью вытеснены исламом. Персонажи низшей демонологии (духи-хозяева различных мест, леший шурале и т. п.) отождествляются с джиннами и шайтанами. В одном из названий Аллаха Тангир сохранилось название древнего тюркского божества.
   Мусульманские общины татар находятся под юрисдикцией Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ (муфтий Талгат Таджуддин). С 1994 общины Москвы и ряда прилегающих областей объединены в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР, муфтий Равиль Гайнутдин). В 1992-1994было создано еще несколько десятков духовных управлений мусульман.
   А.А. Ярлыкапов

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Татар верования" в других словарях:

  • Мордвы верования —    Мордва коренной народ Поволжья (числ. 1 153 987 чел.). Осн. его часть проживает в Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской обл. РФ, Татарстане, Башкортостане, Чувашии. В Мордовской Республике живет 29 % всей численности …   Религии народов современной России

  • Народов Сибири религиозные верования —    В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… …   Религии народов современной России

  • Марийцев религиозные верования —    Марийцы (офиц. название в царской России черемисы), коренной народ Поволжья численностью 670 868 чел. Из них более 48 % (324 349 чел.) живут в Республике Марий Эл. Это составляет 43,3 % от общей численности населения республики. Доля русских в …   Религии народов современной России

  • Народов Поволжья и Приуралья религиозные верования —    В Поволжско Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и др. народы. Древними поселенцами края являются финно угорские народы. Они …   Религии народов современной России

  • Чувашей верования —    Чуваши тюркоязычный народ Поволжья, насчитывающий 1 842 346 чел. Из них в Чувашской Республике проживает более 46 % (906 922 чел.). В населении республики доля чувашского народа составляет 67,8 %, русских 26,7, татар 2,7, мордвы 1,4 %. Большая …   Религии народов современной России

  • Удмуртов традиционные верования —    Удмурты (офиц. название в царской России вотяки) коренной народ ВолгоКамского региона; принадлежит к пермской ветви финноугорских народов. Общая численность удмуртов 746 793 чел., из них ок. 67 % (496 522 чел.) проживает на территории… …   Религии народов современной России

  • Башкир верования —    Башкиры (1345,3 тыс. чел. 1989) мусульмане сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Ислам к башкирам стал проникать с 10 в., окончат, утвердился с принятием его в кач ве государственной религии в Золотой Орде при хане Узбеке (1312).… …   Религии народов современной России

  • Народов Северного Кавказа верования —    Сев. Кавказ регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены мусульманесунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы… …   Религии народов современной России

  • Мордва — Самоназвание мокшет, эрзят …   Википедия

  • ПАРИ — пери, пэр и, в иранской мифологии один из духов. Термин «П.», возможно, восходит к реконструируемому индоевропейскому *пер, «производить на свет, рожать», или *пеле, «наполнять». В «Авесте» П. паирика злокозненные существа женского пола. Тиштрйа… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»